FAQ по парапсихологии Глоссарий Psi-тренинг Ссылки Прочая информация
Публикации Конференция Видеозаписи Карта сайта Главная страница

Парапсихология и психофизика. - 1995. - №1(17). - С.22-46.


Разработка способов синхронизации усилий в группах операторов для реализации явления телекинеза

А.Г.Ли, Т.К.Иванова




Получен воспроизводимый эффект группового телекинеза при синхронизации усилий отдельных операторов объединенных в группу из 3-7 человек. Всего обследовано 80 человек распределенных в 12 группах.

Перед участниками группы ставили задачу вызвать вращение горизонтально расположенной вертушки, которая располагалась на вертикально стоящем острие. Вертушки изготавливали из различных материалов (металлическая фольга, бумага, пенопласт), весом от 0,3 до 2,5 граммов. Их располагали под стеклянным колпаком с нанесенным изнутри проводящим покрытием. Величину эффекта оценивали по углу поворота вертушки и воспроизводимости вращения. Движения вертушки фиксировали с помощью видеокамеры. Для обучения операторов и закрепления их способностей использовали неглубокие стадии гипноза.

Во всех группах получен эффект хаотичного, разнонаправленного вращения на углы от 30 до 840 градусов во время проведения сеанса гипноза. Способность к телекинезу после окончания сеансов сохранилась в 3 из 12 групп. При работе в обычном (до и после сеансов гипноза) состоянии величина эффекта была значительно выше: суммарный угол поворота достигал от 90 до 5600 градусов.

Проведено сопоставительное изучение различных психотехнических приемов и технических средств, используемых для синхронизации операторов в группах, даны рекомендации по оптимальной методике раскрытия, обучения и закрепления способности к групповому телекинезу.

На основании данных психологического обследования можно рекомендовать следующие требования к кандидатам в состав групп для реализации телекинеза: высокие показатели внутригруппового сходства по терминальным ценностям, средние значения коэффициентов чувствительности (0,4-0,5), значения акцентуаций - не выше 9 баллов, приоритет адекватных гештальтов в группе, склонность к интроверсии, преобладание в ядре тенденции к невротизации, а на периферии - к "раскованности" психики, приоритет конкретного мышления, внушаемость - выше среднего уровня, присутствие в группе не более одного участника с выраженным холерическим темпераментом и отсутствие "перевеса" холерического темперамента в группе при выявлении его у нескольких участников в группе, отсутствие резко выраженной "Я"-центрации и ряд других. Для лидера группы - преобладание экстраверсии, гипертимности, сангвинического темперамента, пластичности.



Введение

Среди психофизических феноменов: ясновидения, телепатии, проскопии и др. - явление телекинеза одно из самых интригующих. В истории известен ряд имен выдающихся феноменов, демонстрирующих уникальные способности без непосредственного участия мышечных усилий, как бы "силой мысли" передвигать большие предметы (Н.С.Кулагина), подвешивать их в воздухе и удерживать на весу длительное время (Э.Д.Шевчик), уменьшать вес своего тела, подниматься в воздух и др.[1-4]. За рубежом Р.Джаном [5] интенсивно изучается явление микротелекинеза - воздействие человека на работу радиоэлектронных устройств, полупроводниковых приборов, генераторов случайных чисел и многое другое. Для физиков, инженеров, представителей точных наук явление телекинеза кажется привлекательным и потому, что в отличие от экстрасенсорного восприятия (ЭСВ), изучение которого основано на анализе субъективных ощущений операторов, явление телекинеза может быть зафиксировано с помощью объективных методов, заснято на пленку, подвергнуто исследованию известными методами.

Трудность изучения феномена телекинеза обусловлена в первую очередь тем, что оно чрезвычайно редко встречается и в выраженной форме проявляется у единиц. Результаты опытов по телекинезу плохо воспроизводимы, что затрудняет его изучение общепринятыми в современном естествознании методами. Низкая воспроизводимость в свою очередь обусловлена низкой воспроизводимостью тех особых состояний сознания и мозга операторов во время которых реализуются телекинез. Часто испытуемые не могут сами объяснить как у них все это получается, не могут по своему желанию управлять этим состоянием и с трудом воспроизводят его в последующих опытах.

В связи с вышеперечисленным центральной проблемой является воспроизводимое получение явления телекинеза в лабораторных условиях. Ясно, что для этого необходимо делать - необходимо научиться управлять состояниями мозга и воспроизводимо получать особые состояния сознания, что в свою очередь позволит воспроизводимо получать эффект телекинеза.

Другая проблема: опыты по телекинезу даже с выдающимися феноменами нельзя проводить бесконечно, поскольку его проявление связано с чрезвычайным напряжением физических и психических сил испытуемого, что может нанести существенный вред его здоровью. Во время демонстрации феноменов происходит резкая активация психических процессов, повышение артериального давления, частоты сердцебиения и пр., даже после окончания эксперимента испытуемый длительное время не может вернуться в исходное нормальное состояние.

Возникает проблема этического плана. Разрабатываемые способы управления состояниями сознания не должны наносить ущерба здоровью испытуемых во время эксперимента и не должны вызывать отрицательных последствий для их здоровья в будущем.

Как преодолеть возникающие трудности? С одной стороны крайняя редкость выдающихся феноменов, подчас трудность работы с ними в человеческом плане, возможный вред их здоровью в результате многократного повторения сложных и напряженных опытов с одной стороны, и необходимость многократного воспроизводимого получения эффектов для их изучения в лабораторных условиях, необходимость проведения опытов по телекинезу в независимых исследовательских коллективах для получения независимых результатов?

Один из путей решения этой проблемы - объединение нескольких операторов с обычными способностями в группы, когда усилия распределяются небольшими частями между участниками группы. При таком подходе на первый план выходят проблемы подбора операторов в группы, формирование коллектива способного решить конкретную задачу - объединив свои усилия вызвать телекинез. Как показывает опыт работы в Фонде парапсихологии им.Л.Л.Васильева эта задача может быть решена достаточно простыми средствами, в том числе с привлечением известных методологических и психотехнических приемов разрабатываемых в психологии, психофизиологии, психиатрии, психотерапии и биоэнергетике.

В ряде работ было показано, что целенаправленное управление особыми состояниями сознания методами активного и пассивного воздействия позволяет существенно повысить эффективность и воспроизводимость экстрасенсорного восприятия, в частности была показана высокая эффективность использования неглубоких стадий гипноза (например, [7-10]). При работе в группах эффективность суггестивного воздействия на испытуемого многократно усиливается по сравнению с индивидуальной работой.



Методика эксперимента и результаты опытов по телекинезу

Перед группой состоящей из 3-7 человек ставили задачу вызвать вращение горизонтально расположенной вертушки, насаженной на острие вертикально стоящей иглы по или против часовой стрелке. Вертушки изготавливали из различных материалов (металлическая фольга, бумага, пенопласт), весом от 0,3 до 2,5 граммов. Вертушку размещали в центре группы внутри стеклянного прозрачного колпака с распыленной внутри проводящей углеродной пленкой. Никто из участников до проведения групповых занятий способностей к телекинезу не проявлял (не мог раскрутить вертушку под колпаком).

На исследовательском столе размещали обычно 2-3 вертушки. В задачу группы входило раскрутить одну из них, которую, как правило, располагали в центре - в дальнейшем мы будем называть ее опытной, а другие служили контролем.

Все действия группы от начала работы, включая действия во время сеанса гипноза, а также до и после него непрерывно фиксировали с помощью видеокамеры. В процессе анализа видеозаписей оценивали любые перемещения опытной и контрольной вертушек. Количественную оценку величины эффекта проводили по суммарному углу поворота вертушки, скорости и воспроизводимости ее вращения.

Для раскрытия способностей, обучения операторов и закрепления навыков использовали неглубокие стадии гипноза (I и II). Продолжительность одного сеанса 1-1,5 часа, всего сеансов с одной группой от 5 до 7. Испытуемых располагали на кушетках в положении лежа на спине, головами к центру. Кушетки были расположены по звездообразной схеме. В центре на уровне кушеток находился лабораторный стол с расположенными на них опытными и контрольными вертушками и стеклянным колпаком. Расстояние между испытуемыми и столом было не менее 80 см. В процессе проведения сеанса гипноза каких либо движений в процессе выполнения задания никто из участников группы не производил.

Всего обследовано 80 человек в 12 группах. Первоначально состав групп подбирался случайным образом: в группы были включены все, кто хотел раскрыть у себя необычные способности. Занятия в группах в процессе сеанса гипноза проводили по единой методике. У всех участников группы проводили определение индивидуального профиля функциональной асимметрии (ИПФА) по экспресс-методике, описанной в [7,8,9], определяли способности к экстрасенсорному восприятию по тестам Райна, на биолокацию и кожно-оптический гнозис [7,10], а также проводили психологическое тестирование по тестам, описанным ниже в следующем разделе.

В процессе работы использовали различные психотехнические приемы, взятые в том числе из старинных книг по магии, культовых книг Египта, Китая и Тибета: такие как сцепление рук участников группы в кольцо, пропускание по кругу "энергии", вращение руками над вертушкой всеми участниками группы перед началом воздействия, различного рода захваты рук и размещение участников по видам их "индивидуальной энергетики" (в том числе с учетом индивидуального профиля функциональной асимметрии человека и "рабочей" руки), ряд психотехнических приемов, взятых из спортивной практики групповых видов спорта (хоккея и баскетбола).

Сопоставительное изучение различных психотехнических приемов позволило остановиться на следующей последовательности работы с группой любого состава. Предварительно до начала сеанса гипноза группа предпринимает попытки раскрутить вертушку под колпаком или без колпака. Колпак, или любой другой экран на первых этапах обучения представляет для участников сложный психологический барьер. В то же время важно на первых этапах обучения любым способом дать почувствовать возможность вращения вертушки, пусть даже оно может быть вызвано электростатическими полями. В последствие, после закрепления уверенности в себе, "психологический" барьер колпака перестает играть роль. Во время первых попыток, как правило, неудачных, происходит взаимный контакт участников группы, определяются цели совместной деятельности, у каждого участника создается единый образ схемы проведения опыта. Затем проводится сеанс гипноза, во время которого испытуемым внушают наличие у них способностей, веру в свои силы, в безграничность их возможностей и возможностей психики человека, разрушают психологические барьеры. В процессе работы используются медитативные приемы с представлением различно "окрашенных" энергий (участники, как правило, предварительно ознакомлены с понятием чакр и их окрашенности), затем длительная (до 5 мин.) синхронизация усилий и после получения эффекта - окончание сеанса. После окончания сеанса участники группы повторяют попытку вызвать вращение вертушки под колпаком, реализуя постгипнотическое внушение. Как правило, вращение вертушки под гипнозом происходит во время 3-4 сеанса, тогда же эффект телекинеза начинает проявляться в группе и в обычном (постгипнотическом) состоянии. К пятому сеансу величина эффекта достигает максимального значения, испытуемые могут в течение получаса несколько раз подряд (от 2 - до 5) вызвать вращение вертушки с большой скоростью на значительные углы (от 700 до 5600 градусов). Начиная с шестого сеанса эффекты уменьшаются, группа "выдыхается". При повторном проведении сеансов через 2-3 недели эффект вращения может быть получен без гипноза, но как правило он значительно меньше по величине и "дается" группе с большим трудом.

Наилучшие результаты во время сеансов гипноза получены при использовании медитативных образов энергий "оранжевого" и "фиолетового" цветов, которые первоначально концентрировали "внутри" оператора, а затем "выводили" в окружающее пространство. В процессе работы использовали образ слияния "энергий" отдельных операторов с образованием "единого поля группы" "окрашенного" в тот или другой цвет. Образуемое "единое поле", "вихрь" вращался по или против часовой стрелки над вертушкой в течение 3-5 мин., в процессе этого коллективного действия происходила синхронизация физиологических показателей участников группы, биоэлектрических процессов в мозге, что подтверждалось данными ЭКГ, КГР, ЭМГ и показателями частоты дыхания и сердцебиения. Затем по команде участники уменьшали радиус "вихря" ("облака, непрозрачного, плотного на ощупь, как туман над рекой" и т.д.) с максимальной концентрацией на концах вертушки. Максимально выраженные эффекты получаются в начале процесса синхронизации (например, по команде "внимание, начинаем опыт, сконцентрировать внимание...") и в конце опыта (например, по команде "внимание, начинаем уменьшать радиус "вихря""). В некоторых случаях эффект вращения вертушки отмечен за несколько секунд перед началом выполнения опыта и через некоторое время (до нескольких минут) после его окончания (когда уже была дана команда "окончили опыт, всем расслабиться, сбросить напряжение").

В ряде опытов для синхронизации усилий были использованы технические средства. Над группой располагали источник звуковых сигналов с рупором, который мог вращаться по или против часовой стрелке (устройство изготовлено М.В.Барсуковым). Исследователь мог регулировать скорость и радиус вращения источника звука. На него подавали напряжение от звукового генератора, позволяющего изменять частоту и интенсивность звуковых колебаний. Вращение источника звуковых сигналов в сочетании со звуками разной частоты и интенсивности над группой создавало субъективное ощущение объемного перемещения "энергии", "окрашенной" в различные цвета в зависимости от частоты звука. Совместным изменением радиуса, скорости вращения источника, частоты и интенсивности звука можно было создать образ "вихря", уменьшающегося по радиусу и убыстряющего скорость вращения. Такой технический прием позволял облегчить выработку единого образа для всех участников группы. Другие комбинации параметров звука позволяли создавать другие медитативные образы.

В ряде случаев использовали кольцо изготовленное из толстого провода диаметром 3-5 метров, которое располагали на кушетках под спинами испытуемых в области поясницы. Во время проведения сеансов гипноза испытуемые могли держать кольцо рабочей рукой. В процессе синхронизации деятельности в группе кольцо облегчало задачу сосредоточения внимания для "концентрации энергии" в определенном объеме.

Были предприняты попытки импульсного, "взрывного" воздействия на вертушку по команде энергией "белого цвета". В этом случае эффект вращения всегда был меньше.

Во всех 12 группах в процессе сеанса гипноза отмечены движения вертушки разного характера и степени выраженности. На первых сеансах наблюдали незначительные по величине (от 30 до 560 градусов) хаотические, скачкообразные, резкие движения в различных направлениях. Отмечали вращение как опытной, так и контрольной вертушек. В последующих сеансах качественные характеристики воздействия улучшались, а воздействие приобретало целенаправленный характер: происходило вращение только опытной вертушки при неподвижном контроле (хочу напомнить, что испытуемые лежали на кушетках на спине с закрытыми глазами и не могли видеть объект воздействия).

После окончания сеанса после непродолжительного отдыха и разбора субъективных ощущений испытуемые предпринимали повторные попытки вызвать вращение. Они усаживались вокруг вертушки, работали с открытыми глазами и могли наблюдать за ее движениями. В ряде случаев для стимуляции активности группы им показывали на видеомагнитофоне только что отснятые результаты их деятельности во время сеанса гипноза. После окончания сеанса группа работала ещё в течение 30-90 минут.

Способность к телекинезу вне сеансов гипноза сохранилась в 3 из 12 групп. При работе в обычном (до и после сеансов гипноза) состоянии, а также в процессе реализации постгипнотического внушения величина эффекта в этих группах была всегда значительно больше, чем во время сеанса гипноза: суммарный угол поворота достигал от 90 до 5600 градусов. Происходило вращение только опытной вертушки, при неподвижном контроле, вращение носило плавный характер, осуществлялось продолжительное время (до 45 секунд) и могло быть воспроизведено после небольшого отдыха и расслабления (10-60 секунд) в течение нескольких раз (от 2 до 5) на примерно одинаковый угол (от 90 до 5600 градусов).

Возникает вопрос: почему в одних группах способность к телекинезу сохраняется и вне сеансов гипноза, а в других нет? Чем отличаются эти группы?

Для ответа на него исследовали ИПФА, проводили психологическое тестирование и определение ЭСВ с помощью объективных тестов. Для определения условий благоприятствующих проявлению телекинеза сравнивали данные в группах, в которых эффект телекинеза сохранился вне сеансов гипноза, с результатами в группах, где эффекта не было.



Результаты психологических исследований

При использовании психологических методов исследования возникает принципиальная трудность, которая, по-видимому, в рамках только психологии решена быть не может. А именно! Результаты психологического тестирования позволяют дать рекомендации по подбору людей в группу, которая работала бы как единое целое, как инструментальная группа. Однако психологические тесты не позволяют выработать критерии отбора по биоэнергетическим возможностям, не позволяют выявить специфические способности к телекинезу. Группа может быть удачно подобрана как единый коллектив, но не решить задачу реализации телекинеза.

Такого рода способности могут быть определены другими экстрасенсами, ощущающими потоки специфической энергии. Мы прибегали в процессе работы в группах к услугам экспертов - экстрасенсов, которые часто давали полезные рекомендации по размещению операторов в группе, снятию "блоков" и "зажимов". Однако их оценки основаны на субъективных ощущениях, которые плохо формализуются и с трудом поддаются научной оценке.

Поэтому, ниже в основном, приводятся данные психологических исследований.


Целью настоящего исследования являлся поиск возможности сопряжения психологических характеристик группы со способностью осуществлять телекинез.

Проводили исследования по ценностным ориентациям (по методике М.Рокича), по эмоциональным установкам (по рекомендациям С.А.Будасси), осуществляли экспресс-диагностику для выявления акцентуаций (по К.Леонгарду), анализировали защитные механизмы личности (по Адлеру), исследовали структуру темперамента (по В.Н.Русалову), оценивали тревожность (по Д.Тейлор) и "восприятие человеком своего состояния" (по Озгуту) [12-14]. Психологические исследования проведены в последних 6 из 12 групп.

В обычном состоянии (до и после сеансов гипноза) телекинез зафиксирован в 3-х группах, в одной группе - неопределенный эффект, в 2-х группах отрицательный результат.

Номера групп образуют ранжированный ряд в направлении ослабления эффекта телекинеза (в I,II,III группах - максимально выраженный эффект, в IV группе - неопределенный результат, в V и VI группах эффект не наблюдали).

При исследовании ценностных ориентаций с целью некоторого преодоления неоднородности критериев ранжирования испытуемым предлагали оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. При анализе оценивали близость индивидуальной иерархии с обобщенной иерархией группы. Мерой сходства выступал коэффициент ранговой корреляции Спирмена (при n=18; ркр=0,41 для 5% уровня значимости). Но при анализе результатов значимыми оказались лишь результаты тестирования по терминальным (целевым) ценностям: при сравнении 2-х групп большее сходство по инструментальным ценностям (средствам) оказалось в той группе, где эффект отсутствовал, чем в группе, где он имел место.



Таблица 1

Показатели внутригруппового сходства по инструментальным ценностям.





Таблица 2

Показатели внутригруппового сходства по терминальным ценностям.

Усиление эффекта телекинеза




Результаты тестирования эмоциональных установок и типа темперамента.


Средняя внушаемость:
I - 4,2 (max=5); II - 3,7; III - 3,5; IV - 2,7; V - не тестировалась; VI - 3,7.
Средняя пластичность:
I - 2,2 (max=5); II - 2; III - 4; IV - 3,3; VI - 2,3

По результатам тестирования темперамента:
Средняя предметная пластичность:
I - 4 (max=12); II и IV - не тестировалась; III - 7,5; VI - 4.
Средняя социальная пластичность:
I - 3,4 (max=12); II и IV - не тестировалась; III - 8,5; VI - 5,5.
Средняя эргичность:
I - 7,6 (max=12); III - 10; VI - 7,5.
Средняя социальная эргичность:
I - 3,8 (max=12); III - 6; VI - 7,2.
Социальная эргичность в самой слабой группе значительно больше, чем в самой сильной группе.




Исследование уровня тревожности.

Таблица 3

Показатели уровня тревожности (по Д.Тейлор).

Усиление эффекта телекинеза




Таблица 4

Показатели уровня тревожности (из анализа эмоциональных установок).

Усиление эффекта телекинеза


В I,III,VI группах проведено тестирование по методике "Восприятие человеком своего состояния". Снижение регуляции (само- и со стороны) выявлено только у 2-х участников (по одному - из I и VI групп), отмечается нарушение контактности у этих же членов группы. Тревожность у обоих: по Д.Тейлор - 0,56, из анализа эмоциональных установок - 0,60, что может свидетельствовать о скрытой конфликтности.
На периферии личности наиболее выраженная тенденция к экспансивности отмечается в VI группе (max вторичный вектор), а также в IV и в III группах.
В сильных группах (I,II,III и в IV) в ядре преобладает осторожность и сензитивность (тенденция к невротизации), в слабой (VI гр.) - относительно больше склонность к психопатизации (у 3-х участников - лабильное ядро). Энергия переживаний во всех группах - примерно на одинаково высоком уровне.





Результаты проведения экспресс-диагностики и тестирования структуры темперамента.

Таблица 5

Ядро личности.

Усиление эффекта телекинеза




Таблица 6

Экстраверсия - интроверсия

Усиление эффекта телекинеза




Таблица 7

Тип темперамента

Усиление эффекта телекинеза




Таблица 8

Показатели акцентуации (max=12)
1 - демонстративный, 2 - сензитивный, 3 - гипертимный, 4 - дистимный, 5 -эксплозивный,
6 - осторожный, 7 - лабильный, 8 - вязкий.

а. - I группа


б. - II группа


в. - III группа


г. - IV группа


д. - VI группа






Исследование защитных механизмов личности (по Адлеру).

Таблица 9

Преобладающие классы защитных механизмов

Усиление эффекта телекинеза




Таблица 10

Показатели коэффициента чувствительности

Усиление эффекта телекинеза




Обсуждение результатов

Результаты психологического исследования интерпретируются с точки зрения теории личности К.Левина. Им введено понятие жизненного пространства (life - space), которое формируется в результате восприятия личностью себя и окружающих через себя. Оно включает в себя психологическое поле (eroutment - внешнее "поле" конкретных сил и воздействий, целостность существующих, зависящих друг от друга психологических фактов) и личность в ее динамической структуре (квазипотребность, намерение) - внутреннее "поле" систем напряжений (personality).

Для исследования структуры внутригрупповых отношений проведено тестирование на предмет выяснения ценностных ориентаций, большая степень сходства которых определяет высокий уровень неформальных отношений. Такие контакты образуют гармоничный, прегнантный гештальт с внутренним "Я". Сопряжение соответствующих "жизненных пространств" приводит к формированию единого гармоничного "поля", скрепляющего отношения конкретной деятельности.

Наблюдается определенная зависимость эффекта телекинеза от степени внутригруппового сходства по терминальным ценностям. В слабых группах с отрицательными результатами Pср. имел наименьшее значение (Vгр. и VIгр.)

При анализе структуры личности внимание акцентировалось на выявлении характеристик, определяющих высокоорганичный, структурированный, гармоничный гештальт во внешнем и внутреннем мире, т.к. коммутация таких субъективных гештальтов в группе обеспечивает высокую социальную контактность. Неадекватные внешней среде гештальты плохо коррелируют между собой, конфликт с миром достигает апогея при выраженной психопатизации личности, когда формируется противоречивая, негармоничная картина мира. При этом происходит потеря самоконтроля - способности отделять ядро от периферии - пропадает умение найти адекватные среде пути удовлетворения потребностей, способность к вариативности решений; происходит переход в фазовое состояние, т.е. личность опустошается, цель задается извне. Повышенные притязания, несоответствующие возможностям индивида, также обуславливают конфликт со средой. "Я"-центрация препятствует усвоению социальных норм и гибкой адаптации и при усилении ведет к психопатизации.

В случае же невротизации (конфликте с самим собой) одним из факторов, препятствующих коммуникации является неадекватно заниженная самооценка - психопатические акцентуации (демонстративность, эксплозивность, лабильность, гипертимность) находятся в "противофазе" к невротическим (сензитивности, вязкости, осторожности, дистимности).

Повышенная сензитивность связана с ранимостью, впечатлительностью, завышенными моральными требованиями к себе (внутренние "стенки" - высокие).

Гиперсензитивность может привести к своеобразной астенизации из-за внутренней измотанности ("Я" затягивает все с периферии - центр переполняется) - начинается "размывание" внутренних тормозящих "стенок" и в результате это может привести к "срывам"

У невротиков (осторожных, сензитивных, дистимных), особенно у тревожно-мнительных, повышается склонность к формированию психогенных страхов, когда образуется "разлитое" "Я" - сплошная система "супер-тормоза", не позволяющего выйти из "внешнего поля".

А само "внутреннее поле" открыто, границ нет из-за слабой блокировки "стенок" защитными механизмами.

Самое неблагоприятное сочетание акцентуаций отмечается в IVгр.: у 3-х участников эксперимента - четыре акцентуации по 9 баллов (сензитивность - у двоих; лабильность - у одного; гипертимность - у одного). Высокая сензитивность и низкие значения коэффициента чувствительности, полученные при исследовании защитных механизмов, свидетельствуют о повышенной склонности к невротическим реакциям и слабости адаптации.

А психопатическая акцентуация (гипертимность), сопряженная с высокой защитой, может указывать на снижение контроля. Таким образом, акцентуации в IV гр. могут отрицательно повлиять на взаимодействие. В сильных группах (I и II), как и в слабой (IVгр.), преобладает склонность к невротическим акцентуациям (ядро - чаще сензитивное или осторожное).

Согласно результатам исследования, вероятность невротических "срывов" в I и II гр. очень невелика, а в IV гр. - большая (в I гр. - лишь у одного участника сензитивность - 9 баллов; во II гр. - невысокие показатели сензитивности).

Самым высоким значениям акцентуации в I гр. (у 2-х человек - по 9 баллов) соответствуют повышенные показатели тревожности (0,6 и 0,7; max=1), что свидетельствует о возможности скрытой конфликтности и формировании психогенных страхов.

Но остальные 3 гештальта в этой группе более адекватны (акцентуации не превышают 8 баллов; тревожность по Д.Тейлор - 0,36 - средняя по группе; тревожность из анализа эмоциональных установок - 0,45.

Неадекватные гештальты, автоматически более слабые, т.к. плохо коррелируют со средой, могут "растворяться" в более сильных - адекватных, создавая эффект "вписанности" всей группы в окружающий мир.

Во II гр. акцентуации не превышают 8 баллов (у одного участника), что свидетельствует об отсутствии склонности к невротизации и к психопатизации.

В III гр. и в IV гр. преобладает склонность к психопатическим акцентуациям, а в ядре личности (в целом по каждой группе) отсутствует приоритет психопатизации и невротизации.

III гр. выделяется самой высокой гипертимностью (средняя по группе - 9 баллов).

В VI гр. у 4-х участников выявляется повышенная склонность к лабильности (эмоциональной неустойчивости, поверхностности контактов), причем у 3-х из них - лабильное ядро личности.

В I и II гр. менее выражены гедонистические тенденции и склонность к прагматизму.

Применение методики тестирования эмоциональных установок дало возможность выяснить степень внушаемости, доминантности, пластичности. В I,II,III,VI гр. выявляется высокая степень внушаемости (пониженной резистенции к внешним воздействиям), причем наибольшие значения - в I гр. (самой сильной). Отсутствие выраженной доминантности способствует формированию органического гештальта. Чем пластичнее гештальты, тем легче они коммутируют, меньше время пригонки, более гибкая адаптация, без ломки "Я", обеспечивающая органичность "врастания". Самая высокая пластичность в III гр; в остальных группах ниже среднего уровня. Причем, в I гр. она даже ниже, чем в VI гр. У лидеров же во всех группах самые высокие показатели пластичности.

Структуру темперамента исследовали только в I, III и VI группах. В I гр. преобладают слабые гештальты - в целом хаотичные, с невысокими структурированностью и органичностью, плохо сопротивляющиеся изменениям, реагирующие на воздействия негармонично (сангв.-холерик - сильный, чувствительный, но со склонностью к "ломке"; флегматик-меланхолик - более слабый и замедленный; меланхолик-флегматик, меланхолик-холерик и меланхолик - слабые гештальты).

В III гр. оба участника - сангвиники-флегматики, т.е. имеющие сильные гештальты с очень развитой внутренней структурой отношений; чувствительные, но стабильные (хотя немного замедленные).

В VI гр. у 5-ти участников эксперимента отмечается определенная склонность к проявлению холерического темперамента, что указывает на некоторую нестабильность, "ломкость" гештальтов, отсутствие прегнантности, препятствующих их эффективному взаимодействию.

При анализе защитных механизмов отмечается небольшой размах колебаний коэффициента чувствительности по группам (0,35-0,44). Наиболее благоприятны значения 0,4-0,5 свидетельствующие о ещё хорошем контроле и уже достаточно гибкой адаптации и о высокой чувствительности.

В I гр. по сравнению со II и с VI гр. менее выражена "Я"-центрация, связанная с тенденцией к психопатизации: слабее честолюбие, желание усиленного признания себя другими, направленность на постоянное усиление позиции "Я", жесткая установка на цель с автономной деятельностью типа "Я-сам" и без других.

Некоторая вероятность деструкции мотивационной сферы несколько больше в I гр.

Во всех группах отмечается очень низкая вероятность высокодифференцированного "Я" (индикатора зрелости личности и устойчивости ее самооценки), формируемого за счет образования внутренних "барьеров" с напряженностями, что позволяет индивиду не подчиняться векторам внешнего "поля", а встать над ним и дистанцироваться. Это свидетельствует также об отсутствии склонности к образованию жестких сверхценных идей, что ведет к психопатизации и самоизоляции.

Преобладание инфантильных механизмов защиты (в сильных группах), очень малая вероятность существования высокодифференцированного "Я"-личности, некоторая вероятность деструкции мотивиционной сферы; стремление к свободе от проблем и тормозов, к неограниченной свободе деятельности (больше выражено в I и III гр-пах), высокая чувствительность указывает на "размытость" внутренних "стенок", возможность диффузности внутренних "полей", слабость границ с внешним "полем", - неспособность встать над "полем", но готовность слиться с ним. При этом вся система в целом становится органичнее, приобретает способность отвечать на более тонкие воздействия.

Предположительно, леворукость и амбивалентность, коррелирующие с отсутствием приоритета абстрактного мышления, способствуют появлению эффекта. Этому не противоречат результаты исследования защитных механизмов: малая вероятность дисфункции в пространственной сфере (у всех участников) и преобладание инфантильного типа личности, больше склонного к конкретному мышлению, в сильных группах. Конкретность мышления, свободный "полет" мысли, не заключенной в жесткие "рамки" абстрактных идей, сочетается со склонностью к экспансивности, эмоциональной неустойчивости (при анализе защитных механизмов выступает на I план во всех группах; при диагностике акцентуаций она также отмечается на периферии личности, но чаще встречается в слабых группах) - раскованность мыслей и эмоций. Способность к телекинезу одинаково индифферентна к приоритету эмоциональных или ментальных сфер в структуре личности.

В каждой группе выделяется лидер. Для него характерно преобладание склонности к экстраверсии, гипертимности, высокой личностной пластичности, сангвиническому темпераменту (в I и в VI гр. - сангв./холерик, в III гр. - сангв./флегматик, в IV гр. - холерик/сангвиник).

Лидеру присуща некоторая однонаправленность психологических характеристик: динамичность в ядре (склонность к психопатизации: гипертимность, лабильность) и "раскованность" психики (из анализа защитных механизмов).

У остальных же членов эффективных групп прослеживается определенная тенденция к сбалансированности психики: уравновешиванию некоторой "зажатости", статичности ядра, (из-за преобладания склонности к невротизации) мобильностью, "раскованностью" психики.

В данной работе предпринята попытка поиска путей подхода к подбору членов группы, способной осуществлять телекинез. На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы. Для синхронизации усилий в группе с целью осуществления телекинеза, по-видимому, необходимо:

1. Присутствие с большой степенью надежности следующих факторов:
а) высоких показателей внутригруппового сходства по терминальным ценностям (Рср.> 0,67);
б) инфантильного типа личности;
в) коэффициента чувствительности порядка 0,4-0,5;
г) приоритета адекватных гештальтов (показатели акцентуаций не должны превышать 9 баллов более чем у 50% членов группы);
д) склонности к интроверсии;
е) "раскованности" психики;
ж) преобладания в ядре тенденции к невротизации;
з) выраженности экстраверсии, гипертимности, сангвинического темперамента, пластичности у лидера группы;
и) отсутствия приоритета абстрактного мышления;
к) показателей тревожности не выше 0,5 (max=1).

2. Определённая вероятность выраженности некоторых психологических характеристик:
а) степени внушаемости (выше среднего уровня);
б) предметной и социальной пластичности (выше средней).

3. Отсутствие с достаточной степенью надежности следующих факторов, препятствующих телекинезу в группе:
а) преобладания в группе лабильно-эксплозивного ядра личности;
б) "перевеса" холерического темперамента;
в) резко выраженной "Я"-центрации;
г) высокодифференцированного "Я"-личности.

4. Определенная вероятность "сглаженности" некоторых психологических характеристик:
а) склонности к гедонистической тенденции, к прагматизму.



На основании вышеуказанного можно рекомендовать следующие требования к кандидатам в состав групп для реализации явления телекинеза:
1. Высокие показатели внутригруппового сходства по терминальным ценностям.
2. Средние значения коэффициента чувствительности (0,4-0,5).
3. Значения акцентуаций не выше 9 баллов.
4. Приоритет адекватных гештальтов в группе.
5. Повышенная склонность к интроверсии.
6. Преобладание в ядре тенденции к невротизации.
7. Склонность к "раскованности" психики.
8. Приоритет конкретного мышления.
9. Внушаемость - выше среднего уровня.
10. Пластичность - не ниже средней величины.
11. Тревожность - не выше 0,5.
12. Присутствие в группе не более одного участника с выраженным холерическим темпераментом и отсутствие "перевеса" холерического темперамента в группе при выявлении его у нескольких участников в смешанных структурах.
13. Отсутствие резко выраженной "Я"-центрации.
14. Малая вероятность существования высокодифференцированного "Я"-личности.
15. Отсутствие повышенной склонности к гедонистической тенденции и к прагматизму.
16. Для лидера группы - преобладание экстраверсии, гипертимности, сангвинического темперамента, пластичности.


В заключение хотелось бы отметить следующее. На основании анализа видеоматериалов телекинеза во время сеансов гипноза и в обычном состоянии, на основании сопоставления эффективности групповой синхронизации в успешных и неуспешных группах, складывается впечатление, что при работе с группой во время сеансов гипноза и в обычном состоянии синхронизация усилий происходит различным способом.

Во время сеансов гипноза, когда испытуемые лежат с закрытыми глазами, не разговаривают друг с другом, не видят других участников группы и не могут наблюдать за результатами своих действий (вращением вертушки) - для проведения синхронизации как бы не важны личностные характеристики каждого из участников группы, каждый из них работает как бы сам по себе, как отдельная личность, психологическая совместимость участников не является определяющей, поскольку ни в какие контакты (кроме "биоэнергетических") участники группы не входят. При этом движение вертушек наблюдали во всех случаях, однако оно носит больше качественный характер: движение было небольшим по величине, часто хаотичным и не только в горизонтальной плоскости, рывками, часто воздействие было неспецифическим - наблюдали движение и опытной и контрольной вертушек.

Напротив, в обычном состоянии сознании, когда участники группы имеют возможность разговаривать друг с другом, наблюдать за поведением вертушки, могут касаться друг друга - помимо биоэнергетических связей, ведущую роль начинают играть психологические факторы совместимости участников группы, распределение социальных ролей и все другие проблемы, которыми традиционно занимается психология. Если группа психологически совместима и удовлетворяет требованиям перечисленным выше, то телекинетические движения вертушки становятся во много раз более эффективными (по сравнению с результатами этой же группы во время сеансов гипноза), вращение равномерным, "мощным", продолжительным, воспроизводимым и строго локализованным (вращается только опытная вертушка при неподвижном контроле), что отчетливо видно при анализе видеоматериалов. Если группа не совместима - то эффект синхронизации в обычном состоянии не выражен и вертушка остается неподвижной. Создается впечатление, что психологическая несовместимость препятствует не только синхронизации, но и подавляет способности к телекинезу у наименее приспособленных в социальном плане участников группы. Из анализа видеоматериалов можно предположить, что в успешных группах в обычном состоянии происходит "подстройка", синхронизация усилий участников группы с действиями лидера группы, в то время как во время гипноза каждый действует сам по себе (не ориентируясь на лидера).

Отсюда следует вывод, что в зависимости от целей исследования могут быть осуществлены разные подходы в работе с группой для синхронизации усилий отдельных операторов с целью реализации телекинеза. Если требуется изучать качественные характеристики телекинетического воздействия, то требования к участникам группы минимальны - это могут быть практически любые люди, однако для реализации телекинеза необходимо использовать гипноз. Если стоит задача исследовать количественные характеристики телекинетического воздействия, то на первый план выходит проблема формирования группы, подбора ее участников согласно критериям приведенным выше, а сеансы гипноза, по-видимому, играют менее важную роль и необходимы для раскрытия, обучения и закрепления приобретенных навыков. В обоих случаях разработанные способы синхронизации позволяют получать явление телекинеза в лабораторных условиях, что позволяет поставить изучение явления телекинеза на научную основу.





Литература


1. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.:Соваминко, 1989 - 280с:ил.2. Г.Н.Дульнев, В.Н.Волченко, Г.Н.Васильева, Э.С.Горшков, К.И.Крылов, В.В.Кулагин, И.К.Мешковский, А.Г.Шварцман. Исследование К-феномена. - Парапсихология и психофизика, 1992, N5, с.35-50
3. Злоказов В.П., Загрядский В.А. Опыты по левитации и телекинезу с Э.Д.Шевчик - Парапсихология и психофизика, 1992, N5, с.51-53
4. Г.К.Гуртовой, Е.А.Дубицкий, А.Г.Пархомов. Дистанционное воздействие человека на экранированный микрокалориметр. Эксперимент Москва-Новосибирск. - Парапсихология и психофизика, 1993, N1, с.29-39
5. Джан Р.Г. Нестареющий парадокс психофизичских явлений: инженерный подход. - Журн.ТИИЭР(США), 1982, т.70, N3, с.63-104
6. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней.//Под ред. д-ра А.Леманн. - К.:Украина, 1993. - 399с.:ил.
7. Ли А.Г. Ясновидение. Формирование особых состояний сознания для раскрытия экстрасенсорных способностей человека. - М.:Изд-во Фонда парапсихологии им.Л.Л.Васильева, 1994 - 168с.
8. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н., Федорук А.Г. Индивидуальный профиль функциональных асимметрий человека и парапсихология. - Парапсихология и психофизика, 1993, N2, с.60-73.
9. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.:Медицина, 1988 - 240с.:ил.
10. Ли А.Г. К вопросу о методике изучения некоторых необычных феноменов психики человека. - Парапсихология в СССР, 1992, N2, с.42-49
11. Ли А.Г., Чуновкина А.Г. О статистическом подходе к обработке и интерпретации результатов экспериментов по выявлению способностей человека к экстрасенсорному восприятию. - Парапсихология и психофизика, 1993, N3, с.58-65.
12. Зейгарник Б.В. Теория личности К.Левина. - МГУ,1981
13. Lewin K. Field theory in social science. - N.Y.,1951
14. Анцыферова Л.И. О теории личности в работах К.Левина. - Вопросы психологии, 1960, N6, с.149-158

Ли Андрей Гендинович - доктор мед.наук, профессор, кандидат техн.наук.
Президент Фонда парапсихологии им.Л.Л.Васильева
Телефон/факс: (095) 470-8602
E-mail:  777000777 @ mail.ru







Рейтинг@Mail.ru


Copyright © 2000-2011 [Psi-world, Russia]. All rights reserved.
Revised: 17.08.11.

Сайт управляется системой uCoz